Есть инстинкт распознавания ранга, который более всего является
признаком высокого ранга;есть наслаждение, доставляемое нюансами
почитания, и оно указывает на знатное происхождение и связанные
с ним привычки. Утонченность, доброкачественность и возвышенность
души подвергается опасному испытанию, когда перед ней проходит
нечто принадлежащее к первому рангу,но еще не защищенное
возбуждающим трепет авторитетом от нахального обращения и
грубостей:когда нечто ничем не отмеченное, неразгаданное, испытующее,
быть может умышленно скрытое и переодетое, идет своей дорогой,
как живой пробный камень. Кто ставит себе задачей исследование
душ и занимается им, тот будет пользоваться в различных формах
именно этим искусством для того, чтобы вполне определить ценность
данной души, определить неизменный,прирожденный ей ранг: он будет
подвергать ее испытанию со стороны ее инстинкта почитания.
Difference engendre haine: пошлость иной натуры прорывается внезапно
и брызжет, как помои,когда мимо проносят какой-нибудь священный сосуд,
какую-нибудь драгоценность, извлеченную из запертого хранилища,
какую-нибудь книгу с печатью великой судьбы; с другой стороны,
бывает иной раз, что человек невольно немеет, взор его останавливается
и весь он застывает в неподвижности, - это значит, что душа его чувствует
близость чего-то достойного поклонения. Уже достигнуто многое,
если большому количеству людей
(всех сортов тупицам и быстро срабатывающим кишкам)
наконец привито это чувство, говорящее им,
что они не ко всему могут прикасаться, что есть священные события,
перед которыми они должны снимать обувь и держать подальше свои нечистые руки,
- это почти высшая степень, которой они могут достигнуть в сфере человечности.
Напротив, ничто не возбуждает большего отвращения к так называемым интеллигентам,
исповедующим «современные идеи», как отсутствие у них стыда,
спокойная наглость взора и рук, с которой они все трогают, лижут и ощупывают;
и возможно,что в народе, среди низших слоев, именно у крестьян, нынче
сравнительно гораздо больше благородства вкуса и такта в почитании, чем у
читающего газеты умственного полусвета, у (полу?)образованных людей.